№209
   редакция       общение        словеса           зри          полезное       #exo      
Rambler's Top100 Rambler's Top100

TopList

Rambler's Top100


Факвы Фрая.
Ответы на наиболее часто задаваемые глупые вопросы.

“Всякий популярный писатель
в глубине души мечтает убить
хотя бы одного читателя...”
Михаэль Штраух

Факва нумер раз
“Кто такой Макс Фрай?”

Сэр Макс. (Рисунок И Степина)    Правильный ответ: Макс Фрай это Макс Фрай и есть. Был бы не Макс Фрай, так бы и написал на книжках: “не Макс Фрай”. Я же, в сущности, очень честный парень…
    Неправильные ответы – все остальные. Самый неправильный из неправильных ответов гласит: “Макс Фрай - это групповой псевдоним”. Я сам не раз видел людей, которые говорили это мне с убежденностью очевидцев. Один из них, якобы, даже приносил горячие обеды целой бригаде Максов Фраев из восьми человек, которые конвейерным методом дописывали “Болтливого Мертвеца” (дело, как он уверял меня, было в подвале возле Тишинского рынка). Я слушал его, затаив дыхание.
    Мне, в связи с этим, кстати, вот что интересно: как такую ораву на писательские гонорары прокормить можно? Тут и одного себя не очень-то прокормишь: все время подрабатывать приходится…
    Что самое смешное: я ведь не сделал ничего такого, чего не мог бы сделать один-единственный человек. Я не “супермен” и не марсианин, даже не кандидат в “Книгу рекордов Гиннеса”. Скромный такой себе, вполне среднестатистический хомосапиенс, к тому же молодой ишшо. Три книги в год – да было бы о чем говорить! Для этого не только группу “литературных негров” нанимать не требуется, мне даже от других видов деятельности отказываться не пришлось. Ну да, были (и продолжаются) в моей жизни периоды, когда я неделями спал по 4 – 5 часов в сутки. Я забыл телефоны большинства приятелей, незаметно для себя расстался с десятком красивых девушек и за четыре года выпил в общей сложности бутылки полторы пива (на это как раз времени не остается) – и что с того? Когда человек одержим тем, что делает – это нормально. Когда не одержим… пардон, я не совсем понимаю, на кой, в таком случае, оно ему надо?!
    Эта идея о “групповом псевдониме” могла бы польстить моему самолюбию игрока. Но мое самолюбие давным-давно благополучно уложено в сундук и задвинуто в самый дальний угол подвала. Поэтому сия теория меня откровенно бесит. Могу объяснить почему: отказывая мне, первому попавшемуся максу фраю, мальчику, который “погулять вышел”, в способности провернуть все в одиночку, сторонники “теории множества” невольно расписываются в собственной лени и несостоятельности.
    Одной рукой все написано, ребятушки, одной рукой: от первой строчки “Лабиринта” до последнего абзаца “Идеального романа”, включая ответы на личные письма и посты в гостевой. И эти самые “факвы”, собссно гря… Если вы мне не верите – примите мои соболезнования.

Факва нумер два
“Э-э-э… а вы… таво… скока денег загребаете?”

    Есть мнение, порожденное людьми некомпетентными и несведущими, каковые черпают свои сведения о заработках писателей исключительно из книг блаженного американского миллионера Стивена Кинга. Поскольку таковых подавляющее большинство, мнение сие звучит почти аксиоматично. Оно гласит: “Макс Фрай – это коммерческий проект”.
    Как говорят в городе Бабеля, Лейдермана, Ильфопетрова и Ануфриева: “Ребята, я с вас смеюсь”. Наиболее недоверчивых могу устроить в какое-нибудь книжное издательство на работу: в Москве или в Питере, на выбор. Подружившись с тетечками из бухгалтерии, вы узнаете страшные вещи о гонорарах ваших любимых писателей (я не только себя имею в виду, разумеется). Кстати, для особо отмороженных, специально поясняю: торговцы с Олимпийского, который продают мои остродефицитные книжки по 200 рэ за штуку, мне ничего не отстегивают. Я сам локти кусаю, что пару ящиков книг на черный день не припрятал: единственный способ хоть что-то заработать на литературе!
    И кстати, не стоит думать, будто бы можно сделать что-то путное ради вознаграждения. Фигушки. Нельзя. Планируя грядущие доходы, можно написать только сто тонн макулатуры. Почему? Не знаю. Кажется, это закон природы.

Факва нумер три
Это даже не столько вопрос сколько утверждение.“Макс Фрай пишет fantasy”. Сомнений типа быть не может.

    Полная чушь. В худшем случае, я эту самую “fantasy” весьма злобно пародирую; в лучшем – разрушаю жанр изнутри. Довольно успешно, как мне кажется. Собссно, если и есть место подвигу в нашей литературной жизни, подвиг сей состоит в упорном и кропотливом стирании границ между жанрами. Вода, говорят, чего-то там точит. “Фантастика”, “не фантастика”, малчык, дэвочка – какой, в попу, разныца?!

Факва нумер четыре
“Существует ли Ехо etc?”

    Ха! Как скажете, так и будет :)

Факва нумер пять
“Какую свою книгу вы считаете самой лучшей?”

    Да уж не “Лабиринт”, по крайней мере…
    Впрочем, все “лучшие”. Каждая по-своему. Даже откровенно слабый (а потому всенародно любимый) “Лабиринт” хорош, поскольку оказался эффективной приманкой, на которую клюнули “золотые рыбки”: мои настоящие читатели (без идиотской в данном случае приставки “по-”). Они, “настоящие”, уже давно понимают, что многотомная эпопея о приключениях сэра Макса была просто ПРАВИЛЬНО разработанным маршрутом “не знаю куда”, откуда кое-кто из них уже понемногу приносит в свое личное “здесь и сейчас” “не знаю что”. И им это, кажется, начинает нравиться…
    И все же, если честно, самая любимая моя “моя книга” - “Гнезда Химер”. Недавно я перечитал ее чужими глазами нового человека, которым успел стать автор тех строк, и с удивлением понял, что она (почти?) безупречна. Там нет ни единой строчки, которая вызывала бы у меня смутное недовольство (в других книгах такие строчки, увы, есть: я слишком быстро их написал, и у меня не было душевных сил заниматься правкой: единственный метод работы, который для меня органичен – “сделал – забыл”).
    Думаю, теперь можно открыть карты: оба варианта “Гнезд химер” абсолютно равноценны и созданы одновременно. Идею двойственности книги (книги и ее “тени”) мне подсказал Милорад Павич (о “мужской” и “женской” версии его “Хазарского словаря”, я в свое время писал в Газете.Ру); мне, кажется, удалось не просто слепо повторить его гениальный ход, но дать ему достаточно интересное развитие. Поначалу я собирался публиковать обе версии одновременно, на радость дотошным читателям и себе любимому. Проблема возникла неожиданно: оказалось, что автор книг в макулатурно-глянцевых обложках, даже на пике успеха, не может позволить себе роскошь демонстративного литературного эксперимента (ха, тоже мне “эксперимент”!). Пришлось любимое детище замаскировать под издательскую ошибку. Я бесконечно благодарен Вадиму Назарову, главному редактору издательства “Азбука”, который охотно и с явным удовольствием пожертвовал репутацией своей конторы ради моей игры. Теперь пришло время его реабилитировать.
    В полном собрании моих, с позволения сказать, сочинений, выйдет третий вариант “Гнезд Химер”, в котором причудливым образом соединятся два предыдущих. В тот миг, когда первый случайный читатель возьмет в руки эту книгу, круг замкнется, с “Химерами” будет покончено раз и навсегда. Йох! Унлах!

Факва нумер шесть
“Будут ли новые книги?”

    Откуда я знаю? Это не от меня зависит. Было бы странно полагать, что я всю свою единственную и неповторимую жизнь угрохаю на скоростное написание бесконечной эпопеи о Ехо. (Было бы еще более странно полагать, что я всю свою жизнь угрохаю на литературу как таковую :) Впрочем, все вышесказанное не тождественно слову “нет”. Последний (скорее всего) том про Ехо написан более чем наполовину. Но!!! Раньше я писал пять - десять страниц в день, теперь – столько же, но в месяц.
    Одно могу обещать наверняка: если книги будут, то они будут именно “новые”. ЕСЛИ будут.
    Впрочем, я пишу нечто “новое” изо дня в день, в Газете. Ру. Собственно говоря, я пишу своего рода комментарии к предыдущим девяти с половиной книгам. Почему я трачу свое время (которое, как кажется многим моим читателям, можно было бы с большей пользой употребить на продолжение сериала о похождениях моего обаятельного “альтер-эга”? Могу объяснить: от той порции дней моей жизни, которую я намерен потратить на литературу, осталось очень мало. Я не вижу смысла и дальше работать с неподготовленной аудиторией. У меня нет времени героически продолжать участие в чемпионате по метанию бисера. Поэтому я закончу свою новую книжку не раньше, чем вы будете готовы ее получить. Для этого требуется некоторое сближение нашего с вами опыта: как практического так и интеллектуального. Ваш личный опыт – не моя забота; но ввести своих постоянных читателей в ту систему координат, в которой я изъясняюсь, мне вполне по силам. Все остальное утрясется само собой. В сущности, вы лучше меня. Это не лесть, а констатация факта.

Факва нумер шесть
“Что вы думаете по поводу критических отзывов на ваши книги?”

Джуффин Хали. (Рисунок И Степина)    Думаю, что это даже не смешно :)
    Меня много хвалили (довольно оскорбительно) и много ругали (более чем беспомощно). Забавно, что при этом ни один критик, рассуждая о моих книгах, не употребил в своей рецензии простое русское слово “трикстер”. Не, я как бы понимаю, что критика отечественной фантастики – это такое гетто для самых безнадежных двоечников с филфаков, но не знать (не понимать) элементарных вещей… Это, простите, слишком.
    И еще. Я как-то писал, что автор нередко услужливо протягивает читателю своего рода зеркало – но ведь и читатели ощериваются на нашего брата десятками тысяч зеркал. Каждый очередной идиотический комментарий к моим книгам – отражение моей собственной глупости. Эта игра мне больше не интересна.
    Впрочем, эпоха дебильных обложек в моей жизни закончилась. Надеюсь, что вместе с ней для меня закончится и эпоха слабоумных белинских от расейской фантастики. Я не питаю иллюзий, но, по крайней мере, у тех, кто придет после них, словарный запас манёхо поболе и разум хоть вяло, да шевелячится в пору послеобеденного отдыха…

    Хук! Я сказал.

Макс Фрай.


[Вступление] [Заметки] [Колонка редактора] [Встречи] [Форум][Виртуальный ехо] [Поэзия] [Легенды] [Зал героев] [Бред][Путеводитель] [BOOK`овки] [Критика] [Картинная галерея][Перлы Ехо] [Объявления] [Cоветы] [Глас народа] [Зал ссылок][Архив] [Подвал] [Кулинарная книга] [Клуб ясновидцев]


© BlackASH publishing house. 1998-2004 AllRightsReserved

  Я думаю, что этот материал: